золотое
    
На Руси христианская Пасха слилась с весенним языческим празднеством древних славян, которые просили своих богов об обильном урожае, хорошем приплоде скота, успехах в хозяйственных делах и бытовых нуждах. У крестьян существовало поверье, что на Пасху "солнце играет, восходя, пляшет от радости!". И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
 
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись!
Красное, нарядись!
 
 
на этой странице:

Пасхальные обряды и обычаи
Крашенки в луковой шелухе и березовых листьях
     

Пасхальные обряды и обычаи


   
Крестьяне-домохозяева создали цикл примет. Утром на Пасху, набрав воды из колодца и неся ее коровам, хозяйки ставили ведро перед дверьми хлева и смотрели "Зарю на воде". Если вода была красной от Зари, то и "лето будет красное". Если вода была бледной, то и "хлеба будет бедно". Также по утру наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно-та ко двору, а которая гомозится да ворочается-та не ко двору! "Шугают" кур с насеста, для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да побольше несли.
Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.
"По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным", – писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.
В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и "покатить яйцо вдоль по дороге – тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака"; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним "у церковных дверей и держаться за дверную скобу – ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой".
На Пасху "старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши", чтобы встретить солнце.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!"; "Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!" Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха – к свиданию, губа чешется – к поцелуям; бровь станет чесаться – кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п.
 
У каждого своя корысть, и поскольку Пасха – величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали. Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют "Христос Воскресе", они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года. Воры "употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает".
Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют "Христос Воскресе", надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо "воистину воскрес" сказать попу "винновый туз есть" – "тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать", – рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: "Христос Воскресе", сказать: "Карты здеся". На второе провозглашение "Христос Воскресе" картежник должен ответить: "Хлюст здеся", а в третий раз – "Тузы здеся". "Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается".
Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток – к пожару, на запад – к несчастью.
 
 
 
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю-Седьмицу, Пасха заполнена различными играми, развлечениями. На Пасху принято ходить в гости, поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Гулянья молодежи на Пасху – веселые, озорные – были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях России еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования (их иногда называли "зеленые святки").
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего готовились заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось целым.
 
Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX – начала ХХв. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.
"...на качелях катаются решительно все, возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и "тальянками" толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями".
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
 
В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он и назывался "зеленые святки"). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин – волочебников:
И не шум шумит, и не гром гремит, –
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебнички,
Это не волочебнички – разбойнички.
"Хозяинушка ты наш батюшка!
Ай спишь ты лежишь, али так лежишь?
Подари ты нас, волочебников!
Наши дары не велики, малы –
Пару яиц да и рюмку вина,
Рюмку вина да кусок пирога!
Не хочешь дарить – пойдем ты с нам,
Кий волочить, людей смешить!
Хозяинушка наш батюшка!
Что у твоем дворе случилося?
Зажги огонь,
сходи ты на двор.
На твоем дворе три радости:
Перва радость – коровка телилася,
Друга радость – овечка ягнилася,
Третья радость – кобыла жеребилася.
Корова телила телочку,
Овечка ягнила ярочку,
Все ярочки по парочке,
Твоим дочкам на приданочки.
Кобыла жеребила коника,
Коника все вороника!
Сходи в гумно, там три праздника:
Первый праздник – Христов день,
Второй праздник – Егоров день,
А третий праздник – Илья-пророк.
Он межи сжинал, стоги ставил".
Христос воскрес на весь свет!
 
Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.
 
     

Крашенки


     
Рассмотреть (663х428; 30,8 Кб)

в луковой шелухе

 
Приготовить отвар из луковой шелухи, дать ему настояться. Опустить в настой чисто вымытые яйца, довести до кипения и варить в течение 10 минут, вынуть, остудить. Можно протереть скорлупу растительным маслом, тогда яйца приобретут красивый блеск. В зависимости от количества взятой шелухи яйца окрасятся в цвета от желтого до красно-коричневого.
 

в березовых листьях

 
Приготовить отвар из листьев молодой березы, дать ему настояться. Яйца вымыть, опустить в теплый настой, варить в течение 10 минут после закипания, вынуть и остудить. Яйца получатся желтого цвета. При желании можно нанести на них узор: на смоченную скорлупу наложить березовый или какой-либо другой небольшой листок красивой формы, плотно обвязать яйцо капроном и тогда уже отварить в настое.
 
 Посмотреть как это выглядит (663х428; 30,8 Кб)  
 
Пасхальные блюда состояли из крашонок, разноцветных яиц, творожного изделия, напоминающего "сырную паску", куличей, мяса курицы или поросенка. Подавали водку, сброженный мед на хмелю. В продолжение темы мы предлагаем вам несколько пасхальных рецептов


 
Hosted by uCoz