С давних времен славится искусством составления букетов Япония. "Искусство цветочной оранжировки" – икебана – возникло в Японии много веков назад. Каждый букет здесь симолизирует времена года и показывает растения в развитии. Нераспустившиеся почки и бутоны олицетворяют возрождающуюся жизнь, будущее, полураспустившиеся цветы и свежие листья характеризуют настоящее, а раскрывшиеся цветы и сухие листья – прошлое. Для весны характерны букеты, полные экспрессии, с очень высокими стеблями, для лета – широкие и пышные, для осени – тонкие и редкие, а для зимы – спокойные, как бы застывшие в своем развитии.
Зарождение икебаны историки относят к VI веку. Сейчас самыми популярными японскими школами являются "Охара" и "Согецу".
 
 
на этой странице:

Икебана – древнее японское искусство составление букетов. Школа Согецу
 
 
Дословно икэбана это "цветы, которые живут". Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил здесь широкое распространение и стал играть значительную роль в культурной жизни общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
 
  

Древнее японское искусство составление букетов


 

Школа Согецу

   
Красота букета и красота цветка, ветки – это совсем не одно и то же. Цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, если их поставить, показать соответствующим образом. В букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Что это означает?
Новизна – это неожиданная форма букета, необычный материал, из которого он составлен.
Под динамичностью подразумевается то, что в букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество. Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом.
Пропорциональность – это прежде всего соответствующие размеры трех главных элементов букета (об этом речь будет идти ниже). Это сбалансирование трех основных элементов добавочными ветками, Цветами, которые называются дзюси (помощники).
Наконец, гармония. В частности, гармония цвета. Трудно, скажем, сочетать в одном букете такие цвета, как красный, желтый и голубой. Трудно, но можно. Один цвет должен гармонировать с вазой, другой (самый броский) будет представлен небольшим цветовым пятном, а третий станет главным цветом букета. Важна и гармония всего букета с вазой. Если букет яркий или составлен только из цветов, то вазу лучше взять одноцветную. Обычно в букете цветы, ветки, листья – главный элемент букета. Но бывают случаи, когда главной становится ваза. Тогда ставят небольшой, скромный букет, такой, чтобы он не затмил красоту вазы, а еще больше подчеркнул ее изящество. В-третьих, букет должен гармонировать с тем местом, на которое он будет поставлен. Форма букета должна зависеть от того, где он будет стоять: посредине стола, в углу, в нише и т.п.
Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого – вот кредо истинных художников икэбана. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство.
Букеты ставят в высокую вазу или в низкую. Чтобы укрепить цветы и ветки в низкой вазе, употребляют специальные щетки – латунные иглы на свинцовой основе. В высокой вазе стебли можно укрепить перекладинами из твердых веток. Перекладины привязывают к нижним концам веток с таким расчетом, чтобы они упирались в стенки вазы.
Перед тем, как делать букет, надо оживить цветы, листья, ветки, если они немного завяли: подрезать концы стеблей, опустив их в воду.
Японский букет состоит из трех оранжировочных элементов, которые выражаются находящимися в них тремя ветками: син, соэ и хикаэ. Это скелет букета. Причем высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу.
 
син син – самая длинная ветка, символизирует небо. Размер элемента син – полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы
соэ соэ – средняя ветка, символизирующая человека. Элемент соэ должен составить 3/4 высоты первого элемента (син)
хикаэ хикаэ – короткая, земля – 3/4 от второго элемента (соэ)
Если букет составляют из зелени и цветов, то син и соэ – это зелень, а хикаэ – цветы.
К каждому из трех главных элементов добавляются помощники (дзюси). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним. Если син, соэ, хикаэ – это скелет букета, то дзюси – его мясо. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка-хозяин (цветок – так цветы, ветка – так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента – хикаэ – ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме. Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.
Начиная составлять букет, надо прежде всего из имеющегося материала выбрать самую высокую и красивую ветку. Посмотреть, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка или цветок выглядит наиболее выигрышно. Листья большинства растений имеют "лицо" и "изнанку". Так вот "изнанка" листьев не должна быть видна. Затем надо отмерить длину ветки (см. выше), срезать все некрасивые, "лишние" листья, цветы.
С нашей точки зрения, японцы, подготавливая ветку для букета, беспощадно обрезают ее. Они прореживают густые ветки, убирают все некрасивые части, срезают все задние листья и ветки, которые накладываются на передние. Сосну, например, ощипывают так, что главный стебель и развилки веток становятся голыми. При этом очень четко вырисовывается основная линия ветки. Одно из правил икебаны гласит: не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья во имя создания красоты.
Подготовленную таким образом ветку поставьте в вазу по выбранной схеме (см. ниже). Это будет ветка син. Потом таким же образом подбирается и подготавливается второй элемент – соэ, который должен иметь длину 3/4 от первого. После соэ ставится третий элемент – хикаэ.
Поставив три главных элемента, надо взглянуть на букет со стороны. Потом добавить ветки и цветы-помощники, опять посмотреть издали, поправить, подрезать, и букет готов.
Количество веток и цветов в букете не имеет значения, главное – гармония.
 
Есть две основные формы: прямостоячая и наклонная и семь разных вариантов схем каждой формы. За вариантами схем закреплены определенные порядковые номера.
В прямостоячих формах букета главный элемент син всегда имеет наклон 15° (по отношению к вертикали), а у наклонных форм син имеет наклон 45°. Кроме того, в наклонных формах элементы син и соэ меняются местами.
некоторые варианты букетов прямостоячей формы
вариант 3 вариант 4 вариант 5
Изогнутые, искривленные ветки и стебли цветов больше подходят для икебаны наклонной формы, прямые ветки – для прямостоячей.
некоторые варианты букетов наклонной формы
вариант 3 вариант 4 вариант 5
Коротко об особенностях некоторых вариантов, схемы которых здесь даны. Вариант 3 – букет трехсторонний. В варианте 4 отсутствует второй элемент соэ. Этот вариант употребляется особенно часто. Вариант 5 – син и соэ ставятся вместе, а в стороне от них, как можно дальше – хикаэ. Ваза для этого букета должна быть удлиненной. Такой букет особенно хорош летом, потому что вода, которая видна между двумя частями букета, создает впечатление прохлады.
Один из вариантов – плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода, поэтому дэюси не ставят.
Растительный материал – собственно аранжировка ветвей, цветов и трав – конструируется в икэбана по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбана выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов – "ветвей". Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбана находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.
Структуру икэбана определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икэбана открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название "Рикка" (дословно – "поставленные цветы").
Стиль "Нагэирэ" базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте и заключена особая сложность создания художественного образа в икэбана стиля "Нагэирэ".
Стиль "Сэйка" принципиально отличается от стиля "Нагэирэ" тем, что в этом стиле сосуд не играет роли ствола или сильного стебля, а олицетворяет животворные силы матери-Земли. Далее, в отличие от стилей "Рикка" и "Нагэирэ", в икэбана стиля "Сэйка" "световая область" всегда помещается в правом или левом заднем углу композиции. Это обстоятельство предопределяет расположение трех основных конструктивных элементов: они все направлены к источнику света, подобно тому, как это бывает и в самой природе.
Для стиля "Морибана" характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой. В икэбана стиля "Морибана" сосуд играет роль корней растения, а не стебля или ствола, как это имеет место в "Нагэирэ" или "Сэйка". Такой сосуд-корень позволяет выдерживать достаточно высокие растения и делать самые сложные изгибы, придавая им весьма неустойчивые положения и все же сохраняя устойчивость. Для составления композиций в стиле "Морибана" используется кэндзан – тяжелая металлическая подставка с торчащими иглами, между которыми закрепляют ветви, крупные листья и стебли.
Подобно средневековому тексту, икэбана может быть "прочитана" и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.
Несколько дополнительных советов для желающих заняться составлением букетов.
  • Каждый вариант может быть зеркально перевернут.
  • Мелкие цветы, вроде ландышей, лучше связать в пучки, а потом уже ставить в вазу.
  • Ветки и листья, такие, как у туи, папоротника, нельзя ставить в полный анфас или профиль. Им надо придать небольшой поворот и наклон (по схеме).
  • Строгое соблюдение градуса наклона главных элементов букета не так уж обязательно.
  • Изогнутые ветки надо ставить так, чтобы верхний конец смотрел вверх, а не вниз. Это правило не касается букетов свободной формы.
  • В икебане (обратите внимание на схемы) над каждым букетом обязательно должно быть пустое пространство - это неотъемлемая часть красоты букета.
 
После всех указаний и рекомендаций в японской литературе, касающейся составления букетов, обычно говорится, что глаз и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил.

Предлагаю посмотреть по теме: несколько очень интересных работ (творчество Ирины Клиндух)

 
Hosted by uCoz